Вполне понятно, когда воображение поражает новая роза или клематис. От астильбы этого как-то не ждешь. И все-таки, поверьте, есть среди астильб такие, которые способны даже искушенного цветовода заставить по-настоящему трепетать.
'Vision'
Например, ‘Weisse Gloria’. Когда я увидела ее в первый раз, подумала: "Вот это действительно достижение современной селекции". Позже, правда, выяснилось, что моей "новинке" под девяносто и автором шедевра является Георг Арендс (1862-1952).
Смеетесь? Погодите. Назовите десять астильб, которые вы страстно желаете иметь в своем саду. А теперь проверьте список. В каждом будет два, а то и три сорта знаменитого немецкого селекционера.
Начав со "спиреи японской" (так раньше называли астильбу), росшей в саду родителей в качестве бордюра и имевшей довольно жалкие белые метелочки, Арендс уверенной рукой начертил основные направления в селекции. Даже почти спонтанный выбор сортов — ‘Europa’, ‘Hiacynth’, ‘Koblenz’, ‘Koln’, ‘Liliput’, ‘Straussenfeder’, ‘Superba’, ‘Fanal’, ‘Praecox’, ‘Finale’ — и тот дает ясное представление о роли Арендса. Он — законодатель мод в этом мире, и его "модели" со временем не устаревают, а наоборот становятся все более актуальными.
За какими астильбами мы гоняемся сегодня? За ранними и поздними; за имеющими "рост" от 15 см до полутора метров; за сортами с разным типом соцветия — плотным, ажурным, поникающим, похожим на свечу; за необыкновенными цветами и оттенками – от фиолетового до кораллового и откровенно-красного. Это все Арендс, Арендс, Арендс… Единственное направление, оставленное им без внимания, — это выведение пестролистных сортов. Так что за вспышки цвета на листьях (‘Color Flash’, ‘Color Flash Lime’, Henk Holtmaat) будем благодарить современных голландцев.
До начала XX века астильбы гибридного происхождения имели белые цветки. В 1899 году Арендс начал работу по скрещиванию A. japonica и A. chinesis. В 1902 г. он продал всю плантацию гибридов голландской фирме, а сам продолжил работать с оставшимися у него семенами. В 1904 г. голландцы показали на выставке Королевского садоводческого общества в Лондоне два лучших сеянца Арендса, дав им имена ‘Queen Alexandra’ и ‘Peach Blossom’. Новые сорта вызвали фурор и принесли Арендсу славу, а фирме значительный доход.
Можно сказать, что голландская ветвь селекции астильб, достойно представленная в 1920-30 гг. Руйсом (Ruys), в 40-е Ден Оденом (H. Den Ouden), и в наши дни Харри Вердуином (Harrie Verduin), Яном Вершхором (Jan Verschoor) и другими, началась именно тогда, в начале века, благодаря Георгу Арендсу.
По-хорошему, Георгу Арендсу стоило бы посвятить отдельную статью, поскольку каждый его следующий шаг в селекции обладал неограниченным потенциалом для разработки. Вот один из примеров. В 1905 г. он приобретает на выставке в Лондоне семена A. davidii и в 1906 . проводит скрещивание с A. japonica, A. astilboides, A. astilboides Floribunda, A. thunbergii и другими видами и гибридами.
Результат поражает самого Арендса — такого разнообразия расцветок и форм соцветия он явно не ожидал. Здесь и лиловый, и карминный, и пурпурный. А форма — от узких метелок до густых «пирамид».
Отсортировав тысячи сеянцев, Арендс уже в 1908 г. предложил для продажи лучшие экземпляры, которые объединил своим именем - A. arendsii. Как известно, гибриды Арендса впоследствии стали основным "строительным материалом" для создания большинства современных сортов сложного гибридного происхождения.

'Gloria'
Сам Арендс считает, что по-настоящему достойного результата в этом направлении он добился к 1920 году, создав серию "Драгоценности" (A. japonica х A. davidii). Конечно же, нам хорошо знакомы эти имена, ведь это классика — ‘Amethyst’, ‘Diamant’, ‘Granat’, ‘Hyacinth’, ‘Rubin’.
Судя по событиям жизни, Арендс был человеком любопытным и внимательным. Он посещал большие выставки, не упускал возможность покопаться в растениях на распродажах, общался с селекционерами из других стран, в частности с Лемуаном (Нанси) и Регелем (С-Петербург). Именно так он получал новые виды и сорта астильб для дальнейшей работы.
И работа всегда была результативной. Еще в 20-30 гг. он представил целую серию миниатюрных гибридных астильб (A. crispa), среди которых ‘Liliput’ и ‘Perkeo’. В 30 годы появился первый из так называемых гибридов Таквеции (A. var. taquetii) — ‘Superba’. Первая сортовая астильба с изящным поникающим соцветием (A. thunbergii) — ‘Straussenfeder’, — тоже принадлежит Арендсу. Список можно было бы продолжить, но он уже и так достаточно красноречив.
Кто бы мог подумать, что Эмиль Лемуан, изначально имевший в распоряжении те же виды, что и Арендс и даже добившийся цветения A. davidii на год раньше, не достигнет в этой области значительного успеха. Фирме Лемуанов принадлежит около 30 сортов, из которых сегодня популярностью у широкой публики пользуется только 'Mont Blanc'. Видимо, астильбы — не французское растение.
Мир астильб одновременно огромный и тесный. Все в нем связано — Германия и Прибалтика, Россия и Великобритания. Так, британский владелец коллекции астильб, имеющей статус национального достояния, оказывается, был вдохновлен на издание своего знаменитого каталога нашей соотечественницей — О. М. Полетико. Эта талантливая исследовательница одной из первых предложила схему описания сортов, которая и послужила основой фундаментального труда Генри Ноблетта.
В свое время Арендс хвалил сорта Руйса (Ruys), отмечая, что у его астильб благодаря высокой влажности почвы, характерной для Голландии, соцветия получаются очень длинными. Сравнивая с тем, как ведут себя эти же астильбы на западе Германии, Арендс сетовал на климат. Он считал, что условия в целом недурны (лето часто бывает дождливым!), но влажность почвы могла бы быть и выше.
Сейчас часто говорят о том, что современные голландские сорта с участием A. chinensis вполне способны расти на солнце. ‘Heart and Soul’, ‘Stand and Deliver’, ‘Milk And Honey’ ‘Diamonds and Pearls’, серия ‘Vision’ и другие прекрасные астильбы Ван Веена (Jan van Veen) и Вердуина (Harrie Verduin) действительно неплохо растут на открытых местах.

'Milk And Honey'
Но это совсем не означает, что они хорошо переносят засуху. Почва под астильбами всегда должна быть влажной! Это важнейшее, а может и единственное строгое условие, касающееся агротехники. Со времен Арендса и Руйса астильба еще не настолько изменилась, чтобы расти вместе с рудбекиями и полынями.
В остальном выращивание астильб не представляет никаких сложностей. Большинство сортов предпочитает скользящую тень и окультуренную почву. Листья осенью можно срезать или оставить. Если вы срезаете листья, то взрослым кустам желательно подсыпать компоста, поскольку корневище астильб нарастает вверх и почки со временем оголяются. Кстати, срезанные листья стоит пустить в дело. Астильбы ведь практически не болеют, поэтому листья можно без опаски пропустить через шредер и получить (при большой коллекции) три-четыре мешка красивой и здоровой мульчи.
Деление кустов предпочтительно проводить поздним летом или осенью, через пару недель после цветения. Но если хочется прямо сейчас поделиться с друзьями сортом, который их восхитил, смело отрубайте лопатой кусок корневища: пусть друзья унесут кусочек счастья с собой. Астильбе хуже не будет.
Всем, кто интересуется "винтажными" сортами, рекомендую обратить внимание на ‘Gloria Purpurea’ (Ruys), ‘Aphrodita’ (Pagel), ‘Red Sentinel’, (Den Ouden) и ‘Kriemhilde’ (Arends). Это необычайно эффектные, изысканные астильбы. Кроме того, коллекционеров могут заинтересовать астильбы — лауреаты награды AGM (1993 г.) Королевского садоводческого общества (Великобритания). А именно ‘Brautschleier’, ‘Bronce Elegans’, ‘Rheinland’, ‘Sprite’ и другие.
Астильба – растение абсолютно гармоничное во все периоды жизни и не требует, чтобы его дополняли, прикрывали, маскировали какие-то недостатки. Весной астильба отрастает довольно поздно, но тем, кто любит нарциссы и мелколуковичные это на руку, поскольку между кустами можно расположить целую коллекцию крокусов, пролесок, мускари и др. Главное, время от времени регулировать посадки, ведь разрастаются почти все астильбы очень быстро.

'Kriemhilde'
В саду с астильбами можно делать многое — сажать группами, использовать в качестве цветового акцента в смешанных посадках, устраивать бордюры. Неприемлем, на мой взгляд, лишь один вариант — массовая посадка сортов с разным типом соцветия. Когда "свечи" совпадают по срокам цветения с нежными поникающими метелками или плотно набитыми "ромбами", это смотрится хаотично и противоречиво, будто рядом высажены совсем разные растения.
Гораздо органичней смотрятся небольшие группы, в которых астильбы объединены "семантически". Для композиций в стиле натургарден хороши сорта с легкими, ажурными и поникающими соцветиями сложных оттенков ('Bronze Elegance’, ‘Elegans Carnea’, ‘Elizabeth Bloom’, ‘Erica’, ‘Hennie Graafland’, ‘Jaqueline’, ‘Moerheimii’, ‘Professor Van Der Wielen’, ‘Straussenfeder’, ‘Bressingham Beauty’ и др.). А для бордюров, клумб и парадных миксбордеров предпочтительней энергичные сорта с плотным пирамидальным или ромбовидным соцветием (‘Boogie Voogie’, ‘Europa’, ‘Heart And Soul’, ‘Koblenz’, ‘Love And Pride’, ‘Rhythm And Blues’, ‘Sister Thereza’ и подобные им).
Всегда интересно подумать о цветовых сочетаниях. Беспроигрышный вариант — сочетание темных розовато-фиолетовых сортов с цветом лайма (манжетка в цвету, хоста). Если хочется подчеркнуть тепло цвета в таких оттенках как у ‘Peach Blossom’, рядом стоит посадить пурпурно-розовый холодный сорт.
Приглядитесь к астильбам с темными цветоносами. Они необыкновенно нарядны и достойны того, чтобы их сажали ближе к предполагаемой точке обзора. Особенно красиво, когда цветонос и соцветие контрастируют по цвету, как, например, у сорта ‘Rock and Roll’.
Вместе с цветущей астильбой любого цвета невозможно представить растения с желтыми цветками, особенно теплого оттенка. Это явный диссонанс. И наоборот, лучший партнер для цветущих астильб — зеленый, представленный многолетниками с крупными красивыми листьями (дармера, бузульник, астильбоидес, большая хоста).
С такими растениями как мискантус, чемерица, роджерсия, астранция, гейхера, осока, традесканция, бруннера и теми, что были названы выше, астильбам никогда не будет скучно. Даже когда они не цветут. Потому что все в этих композициях решает форма.
А когда хочется добавить цвета, можно практически ни в чем (кроме желтого!) себе не отказывать. Вариантов — миллион. Мне, например, придумалась клумба, где астильбы с белыми и сиреневыми соцветиями подбиты сортами бальзамина Уоллера. Добавлю к этому хосты с деликатной бело-вариегатной листвой и елочки какие-нибудь невысокие, почему бы и не канадские. Думаю, если вы пофантазируете на эту тему, получится еще лучше!