Знаменитые сады и садоводы.
Здесь вы найдете садовый и лунный календари, а также календарь для комнатных растений.
О дачном участке, дачном строительстве и благоустройстве.
Рукоделие и домашние заготовки.
Информация о садовой коллекции, садовой мебели и технике.
А также садовая мода и одежда.
Элементарная ботаникаЭти разделы пока наполняются:ЛюдиРастенияПтицыТермины (рус)Термины (lat)Термины (eng)
ПЕРЕДОВИЦАВесенние прогулки. МорозникНазвание морозник растение получило благодаря своим удивительным качествам — оно совершенно не боится морозов. Цветоносы развиваются прямо под снегом, и когда гнет ослабевает, выбираются наружу. Так и торчат из снега среди зеленых прошлогодних листьев.Н О В О С Т И12 июня 2020
АВТОР СТАТЬИ:Елена Грошавень На редкость тонкий, аристократически чуткий коллекционер растений, большой авторитет в мире цветоводов
23 сентября исполняется 110 лет со дня рождения Павла Гавриловича Гаганова, селекционера, создавшего шедевры, которыми до сих пор восхищается весь мир. Флоксы Павла Гавриловича желанны в любой коллекции, за ними охотятся, их ищут и берегут. Гагановские сорта — это наше национальное достояние.
На одной из страниц в интернете, где люди выкладывают красивые картинки, я увидела коллаж из сортов моего дедушки — 'Оленьки' и 'Успеха'. Приятно, что они распространены настолько, что уходят в инсталляции, которые делают люди совершенно далекие от флоксов.
'Оленька' и 'Успех' на просторах интернета
Павел Гаврилович родился, как сейчас принято говорить, в благополучной крестьянской семье во Владимирской губернии. Очень хочется съездить в Савельево, посмотреть, как там сейчас. В 14 лет дедушка уехал в Ростов-на-Дону в реальное училище, а потом учился в Тимирязевской академии.
Участок в Тарасовке он купил в 30 году и приехал туда уже будучи женатым на моей будущей бабушке, чье имя живет в знаменитом сорте 'Аня Гаганова'.
Он был настоящий русский мужик
У деда было еще одно увлечение, помимо флоксов, о котором мало кто знает — виноделие.
На участке росли огромные кусты смородины, крыжовника — миллион вкусных сортов, сейчас таких уже нет. Был здоровый железный пресс с винтом и с марлевым мешком. В чулане стояли огромные бутыли, в которых бродило вино.
Дедушка своими руками сделал погреб. С полками, где хранились собранные яблоки, стояли трехлитровые банки с красивыми помидорами. Заготовками он занимался сам.
На дачу мы даже зимой приезжали, хотя, несмотря на печку, дом был не очень приспособлен. Но я до сих пор помню то безумное звездное небо, которое я видела во время наших лыжных прогулок с дедом.
Может, у букинистов осталось?
Страсть у него была одна — флоксы. А других цветов он не признавал.
Для бабушки выделил несколько кусочков земли в саду, где она выращивала гладиолусы, тюльпаны, нарциссы. Был еще небольшой закуточек для роз возле крыльца.
Дедушка был знаком с Леонидом Колесниковым, поэтому у нас была огромная коллекция сирени. Мне казалось, что там было чуть ли не сотня кустов! Детские воспоминания? А может, и правда сто…
Еще у дедушки росла розовая робиния. Чуть подмерзала, но цвела. Два куста Prunus triloba (миндаль трехлопастный), которые ничего не знали о монилиозе. Был шикарный куст амурской сирени, которую я потом много лет искала и таки нашла…
По всей России флоксы, флоксы…
Человек мощной энергии, Павел Гаврилович спал, как Наполеон, по пять часов. Он работал в Москве, в те годы не было электричек, были только поезда, так вот дедушка ухитрялся ездить в Москву на работу, а в остальное время занимался флоксами.
Он писал, что не просто хочет выводить новые сорта, у него была задача максимум, которую он осуществлял всю жизнь, он хотел украсить всю Россию флоксами, чтобы в каждом деревенском доме было радостно и ярко.
Павел Гаврилович продвигал культуру флоксов за Урал, в Сибирь, на Алтай, и это увенчалось успехом. Вот только в Средней Азии флокс с жарой не справился.
По осени — в августе, в сентябре — начиналась рассылка флоксов. Я помню тяжеленные ящики из фанеры и оргалита, надписи на них чернильным карандашом…
Флоксы у дедушки на участке росли полем, и мне всегда нравилось, что они растут вперемешку по окраске, а подобраны по высоте и отчасти по форме соцветия.
Вспоминаю старую экспозицию флоксов в ГБС, где сорта были подобраны, наоборот, по цветам. С методической точки зрения это правильно, потому что можно видеть тонкие различия у близких сортов, но смотреть на это было откровенно скучновато.
Его сорта-шедевры
Дедушкина заслуга — группа дымчатых сортов ('Уральские Сказы', 'Дымчатый Коралл', 'Сумрак', 'Дракон') до него этого направления не было.
'Оленьку' и 'Успех' я считаю шедеврами в том числе и потому, что они обладают совершенно сногсшибательным здоровьем.
Приходилось видеть их в городском озеленении просто брошенными на произвол судьбы, а они росли и цвели.
'Дракон'
'Славянка', которая при размере цветка в 5 см не разваливается от дождя и ветра. Не выгорающие 'Тайна' и 'Черномор' — сорта с густым пурпурным цветом.
'Вечерняя Песня', как все лиловые, он обладает особенным запахом. Не "флоксовым", а каким-то своим собственным, сладковатым.
'Светлана'
'Уральские сказы'
В Германии, в Дрезденской государственной библиотеке нашли дедушкину переписку с Форстером и собираются публиковать. Мне очень приятно, что его до сих пор не просто помнят, а относятся с большим уважением и ставят на одну ступень с Форстером.
Загадка 'Анкатор Джус'
Сорт 'Анкатор Джус'. Мало кто знает, как выглядит этот сорт. Это очень редкая фотография.
Где-то году в 70 дедушка попросил у меня помочь ему с придумыванием названий для сортов.
Я тогда была в том счастливом возрасте, когда сказки в жизни значат если не все, то много. Название сорта 'Иван-Заря' я взяла из грузинских сказок, а 'Анкатор Джус' уже не помню, откуда, но это точно какой-то сказочный персонаж.
Сорт 'Аня Гаганова' назван в честь бабушки. 'Оленька' — в честь моей тетушки.
В честь моей мамы был сорт 'Людмила' но он оказался не устойчивым. 'Людмила' была темно-красная, бархатная, на ее основе дедушка сделал сорт 'Любимец Гаганова'.
Национальное достояние в никуда…
Когда дедушки не стало, бабушка, чтобы сохранить коллекцию (жаль, не было тогда Нади Мартикайнен) передала все, вместе с новыми сеянцами, в ГБС и на ВДНХ. Оттуда все дедушкины сорта отправили в городское озеленение без указания сортов. Просто в никуда…
Это уже потом на коллекцию в ГБС пришла Лиля Полякова, попыталась навести по журналам порядок. Что-то оставалось в ботанических учреждениях за Уралом, но удалось сохранить далеко не все.
То, что каким-то образом утекло к любителям, вызвало всем известную путаницу, от которой нас до сих пор трясет. Определить что-то не только по описаниям, но даже по фотографиям невозможно. Судите сами:
Это один и тот же сорт 'Аня Гаганова'. Снимки сделаны одним и тем же фотоаппаратом просто в разное время.
Смотрим дальше:
Это тоже один сорт — 'Вариации'. Я бы и сама в это не поверила, если бы это не были мои фотографии.
И еще один пример:
Один и тот же куст 'Славянки'. Убедительно?
Сегодня сохранять сорта — это наша задача
Пытаться закреплять что-то в научных учреждениях, как показала практика, — ненадежно. Надо шире распространять сорта среди серьезных садоводов.
Огромное спасибо Светлане Ворониной и Маргарите Барбухатти, они ведут большую работу в Обществе любителей флоксов, организуют выставки. Я в серьезных садоводов и в частные питомники верю гораздо больше, чем в ботанические учреждения. Может, субъективно, но опыт показывает, что это правильно.
Елена Грошавень, специально для журнала "Делёнка". Фото предоставлены автором, а также Обществом Любителей Флоксов.
Фото селекционной тетради Натальи Заручейской. Тетрадь для съемок предоставила Елена Грошавень.