Мое увлечение китайской живописью продолжается. Все лето я рисовала дома, а в сентябре появилась возможность порисовать в компании творческих людей. В День города Москвы, 6 сентября проходил осенний ежегодный фестиваль "Школы живописи У-син" в аптекарском огороде МГУ, куда я и отправилась.
Для справки, У-син в переводе с китайского языка означает пять движений энергии и предполагает только пять движений кистью.
Я выбрала из программы фестиваля два мастер-класса. Однако успела на окончание одного из них, условно назовем его — "рисуем пионы" (мастер Диана Медведева) и сделала несколько фотографий. Рассматривая рисунки, я поймала себя на мысли, что техника изображения, в частности пионов, в школе У-син общая, но рисунки двух мастеров и всех участников мастер-класса разные.
Пришло время занятия в мастер-классе, который вела Юлия Зима по теме: традиционная китайская живопись ГоХуа в стиле Сеи — "рисуем подсолнухи".
Готовились к занятию тщательно. Так как китайские художники в основном рисуют сидя, все участники хотели найти сидячее место…, но сидячих мест на всех желающих не хватило, пришлось занять и стоячие.
Наполняли водой стаканчики, спешили получить коврики и рисовую бумагу, причем я впервые увидела, как делят рулонную рисовую бумагу на листы: мокрой кистью проводят по бумаге и отрывают.
И вот — двадцать пар вдохновенных глаз устремились на мастера. Вначале Юлия немного рассказала о живописи Го Хуа, что в переводе с китайского языка означает — государственная (Го) живопись (хуа) и о двух стилях письма: "гунби" и "сеи".
В отличие от стиля Гунби, которому присуща тонкая и подробная графическая манера письма с прописыванием мелких деталей, стиль Сеи — свободная манера письма широкой кистью.
Рисуя в стиле Сеи, важно передать не внешнее сходство предмета, а его сущность. Затем мы перешли к рисованию подсолнухов в стиле Сеи. Для меня сущность подсолнухов в том, что растения несут яркий солнечный свет и плодородие.
Следуя рекомендациям мастера, мы рисовали и на листе появлялись лепестки, листья и стебли подсолнухов. Все рисунки получились разные.
Рисунок на обычной бумаге
... и рисовой.
Вот несколько рисунков. Я рисовала на акварельной бумаге. Вы сразу поймете отличие, потому что на рисовой бумаге подсолнухи получились воздушные, на акварельной — плотные. Надеюсь, цель, поставленная мной, передать сущность цветка, достигнута.
Лю-Мин Ла. Подсолнухи
После окончания занятия я успела заглянуть в другой мастер-класс, где рисовали черно-белый пейзаж.
Вот бы и туда успеть, но увы — эти занятия проходили в одно и то же время. Чувствуя творческий подъем, я не хотела сразу окунаться в городскую суету и направилась в Аптекарский огород.
Тишина, прекрасные растения, пруд с освещенными солнцем ивами и живые подсолнухи приглашали приходить сюда еще и еще.
Обязательно встретимся.