Садовые качели и шезлонги, бассейны и насосы, газонокосилки, удобрения... Аж голова кругом. Покупая вещи со скидкой, мы уверены, что экономим. Но в действительности спонтанные приобретения товаров по акциям гораздо чаще выводят семейный бюджет из равновесия, нежели запланированные покупки без всяких сэйлов.
Скидки и акции — это не столько праздник, сколько стресс. С одной стороны, надо поторопиться, чтобы ухватить что-то по-настоящему достойное, с другой — не стать жертвой собственной неосмотрительности и торопливости. То есть надо уметь быстро ориентироваться и принимать решения.
Вспомните, сколько невостребованных вещей висит в вашем шкафу. Большинство из них было куплено только потому, что их продавали по привлекательной цене. А это всего лишь одежда. Представляете, что будет, если не подумав купить комплект садовой мебели? Его в шкаф не засунешь.
Если предмет будет нужен в саду с определенной периодичностью, и вы готовы купить его и без акции, значит это ваша вещь. Если нет — отложите покупку. Уверяю вас, через пару часов вы и не вспомните о том, чего так страстно желали. И наоборот, если вы зашли в магазин и увидели, что на вещь вашей мечты хорошая скидка, не медлите ни минуты, берите сразу. Иначе пожалеете. Такой шанс дается только раз.
Чтобы в следующем сезоне не пожалеть о потраченных деньгах, перед покупкой стоит задать себе два вопроса:
1. Как часто я буду пользоваться этим предметом?
2. Стоило бы его покупать, если бы на него не было скидки?
Но самые осмотрительные и экономные покупатели все планируют заранее. Они составляют список нужных вещей, причем часто с описанием важных характеристик, и следят за скидками. Обычно они оказываются на распродаже первыми и успевают купить очень хорошие вещи по лучшей цене. А случайные покупатели довольствуются тем, что осталось.
Европейцы привыкли к сезонным скидкам. Они знают, что, где и когда будут "давать". Причем, нередко действительно давать, то есть предлагать людям замечательные вещи по символической цене. У нас все иначе. Словом "скидка" нас много раз обманывали. Заходишь в магазин, у которого все витрины обклеены зазывными плакатами, а на деле выходит, что акции никакой нет — так, две-три завалящих вещицы продают чуть дешевле, вот и все. Или того хуже. Переклеили бирки с ценами и выдают обычные цены за скидочные.
Есть несколько правил, как не стать жертвой подобных уловок. Во-первых, по возможности следите за интересующим вас товаром в течение сезона, во-вторых, уточните, сколько стоит данная модель в магазине-конкуренте, чтобы не купить "со скидкой" дороже, чем в соседнем торговом центре, в-третьих, постарайтесь проанализировать, почему магазин решил поскорей избавиться от этой вещи.
У крупных сетевых магазинов и маленьких магазинчиков совершенно разные мотивы для распродажи. Собственно, можно сказать, что в маленьком магазине распродаж как таковых не бывает, они попросту невыгодны. А броским словом здесь прикрывают желание привлечь внимание покупателя.
Истинные распродажи бывают только у монстров рынка. Так давайте посмотрим, что их вынуждает существенно снижать цены. Нам это поможет и в стратегическом и в психологическом смысле. Ведь нам бесплатный сыр не нужен. Мы знаем, где он лежит.
Кто покупает зимой газонокосилки? Никто. Вот и ставят на их место снегоуборочные машины. А чтобы место освободить, косилки надо быстрей продать. Более того, на следующий год появятся новые модели, так что эти все равно придется отдавать дешевле.
Наши действия. Если нужна косилка, спокойно покупаем, но имеем в виду, что модель могут в любой момент снять с производства (просто так скидки не делают).
Модели от малоизвестных изготовителей спустя короткое время станут головной болью, потому что найти к ним запасные части будет невозможно. Крупные фирмы поддерживают репутацию и даже через два-три года еще выпускают к своей технике важные запчасти и аксессуары.
Помимо того, что садовые качели, шезлонги и мебель, как и косилки, зимой никому не нужны (это тоже сезонные товар), они еще и огромную площадь занимают. Если помните, зимой на место мебели обычно ставят елки и другие новогодние радости. Вопрос, куда денется мебель. Часть разберут и сложат на стеллажах, часть продадут нам по сниженной цене.
А нам-то есть, где хранить эту мебель? И летом и зимой? Плетеная ни в коем случае не должна намокать, пластиковую, если промерзает, нельзя подвергать нагрузке, текстильные элементы надо беречь от чрезмерной влажности, иначе появится затхлый запах…
Покупая вещь в конце сезона, даже в запечатанной коробке, надо убедиться, что все комплектующие в наличии. За сезон мелкие детали часто "испаряются". Так, купив садовый тент, можно не досчитаться колышков, а у барбекю не будет, например, колесиков. Самая частая недостача — крепежные элементы. Представляете, вы решили весной собрать садовую скамейку, а к ней ни одной гайки, ни одного болта.
Если у магазина нет склада, где поддерживается температура выше нуля, он может устроить распродажу надувных бассейнов из ПВХ, или биотуалетов (резиновые прокладки на морозе трескаются; электрический клапан слива надо хранить в тепле), насосов, аккумуляторного инструмента.
Наши действия. Покупаем, пользуясь моментом. Но на будущее делаем заметку, что этим вещам необходима специальная предзимняя подготовка (слив воды из насосов, смазка прокладок биотуалета и т. п.) и особые условия хранения.
Если вещь продается со скидкой из-за повреждения или отсутствия какого-либо элемента комплектации, это всегда должно быть указано на ценнике. Когда вы сами дефекта не видите, подробно расспросите продавца. Проверьте, действует ли на этот товар гарантия.
Это могут быть жидкие удобрения, почвогрунты, семена. Не стоит забывать, что жидкие удобрения можно хранить только при плюсовой температуре.Когда срок хранения позволяет воспользоваться товаром в нужное время (будущей весной, летом), покупаем.
Так что же, обходить витрины с манящими процентами стороной? Нет, надо просто вовремя выключить эмоции и включить разум.