Знаменитые сады и садоводы.
Здесь вы найдете садовый и лунный календари, а также календарь для комнатных растений.
О дачном участке, дачном строительстве и благоустройстве.
Рукоделие и домашние заготовки.
Информация о садовой коллекции, садовой мебели и технике.
А также садовая мода и одежда.
Элементарная ботаникаЭти разделы пока наполняются:ЛюдиРастенияПтицыТермины (рус)Термины (lat)Термины (eng)
ПЕРЕДОВИЦАВесенние прогулки. МорозникНазвание морозник растение получило благодаря своим удивительным качествам — оно совершенно не боится морозов. Цветоносы развиваются прямо под снегом, и когда гнет ослабевает, выбираются наружу. Так и торчат из снега среди зеленых прошлогодних листьев.Н О В О С Т И12 июня 2020
АВТОР СТАТЬИ:Елена Константинова Елена Прекрасная, Дизайнер, Селекционер флоксов (все с большой буквы). Руководитель центра "Цветущая Планета"...
Шелестят березы, поют птицы, журчит ручей. Мы снова в гостях у ведущего российского дизайнера-практика — Елены Константиновой, говорим об одной из ее недавних работ. В том саду тоже поют птицы и журчит ручей, но березы, согласно дизайнерскому решению, шелестят… на соседнем участке. Однако речь пока не о березах. Главное, что обитатели преображенного сада уже наслаждаются свершившимся. Пьют чай в зеленом кабинете, с гордостью устраивают соседям экскурсии…
А ведь совсем недавно этот уютный уголок Апрелевки переживал серьезные потрясения. Елена Алексеевна в буквальном смысле слова поворачивала ручьи вспять, сдвигала если не горы, то пригорки, расширяла горизонты. По окончании тектонического (и титанического) процесса одно счастливое семейство получило роскошный сад, а мы с вами — возможность побывать на творческой кухне мастера и, как всегда, получить ценнейшие советы по дизайну и благоустройству.
Елена Константинова. Сад расположен не в самой Апрелевке, а чуть в стороне, в селе Мартемьяново, где раньше стояла усадьба. Моим заказчикам достался фрагмент усадебного парка. Сначала у них был один участок, позже купили соседний. По границе второго росли вековые липы, которые вы видите на одной из фотографий.
Татьяна Смирнова. Какая роскошь!
Фото 1. У ручья. Лето
Фото 2. У ручья. Осень
На фото 1: На заднем плане величественные липы, а прямо перед нами — фрагмент "экскурсионного" маршрута. В оформлении ручья участвуют рододендрон листопадный 'Gibraltar', калина, клен Гиннала, хосты, щучки, фиалка рогатая, вероника, стахис, разнообразные очитки.
На фото 2: Та же композиция у ручья, только осенью. Наглядная иллюстрация понятия "сад непрерывной декоративности". Обратите внимание, какой естественный, непосредственный облик придают саду мелкие многолетники — гвоздички, колокольчики, гераньки, очитки… Спирея 'Little Princess', если приглядитесь, возле ступеньки и дальше, у мостика. Она присутствует везде, придает саду цельность.
Е.К. Именно. Но это не все. Были и другие чудеса.
Т.С. А какой теперь общий размер сада?
Е.К. Около сорока соток.
Т.С. Понятно. Наверное, с людьми, имеющими возможность купить участок в таком месте, непросто работать?..
Е.К. Да что Вы! На таких заказчиков молиться надо. Хозяйка сада, Оля, училась на моих курсах. Там мы и познакомились. К тому моменту она уже поняла, что дизайн ее не устраивает, потому и пришла.
Т.С. Так в саду до Вас уже были дизайнеры?
Е.К. Да, еще до покупки соседнего участка. Это, скажу Вам, было нечто, отдельный разговор. Слушайте дальше. Муж Оли — физик, творческий человек. Пишет песни, романсы, издает потрясающие книги. В доме постоянно живут Олины родители. Между прочим, отец — моряк, из Севастополя. У них все очень ухоженное, особенно огород, с которого они и клубнику собирают, и огурцы. Так вот, родители сначала были против перемен. Папа так и сказал: "Лучше не станет, а будет просто по-другому, только за большие деньги". Теперь папа водит по саду экскурсии…
Т.С. Елена Алексеевна, раскройте наконец тайну: что же там было? Почему такие масштабные перемены потребовались?
Е.К. Мне пришлось переделывать рельеф. Участок был спланирован вопреки здравому смыслу и особенностям, которые подсказывала сама местность. Во-первых, уклон шел в сторону дома. Зачем, когда неподалеку течет настоящая речка, и уклон по всем правилам надо делать к ней? Как у нас здесь, например: обратите внимание, уклон ведь идет к водохранилищу, а не от него!
Во-вторых, искусственный водоем мои предшественники выкопали у забора и пустили к нему ручей… от дома. Что это, скажите мне, за ручей, который течет от дома в забор? Я уж не говорю о посадках. Кругом куча хвойных, которые полностью все закрыли — и ручей, и рокарий. Ну, это обычная ошибка дизайнеров…
Фото 3. Пруд (поз. 1)
Фото 4. Пруд (поз. 2)
На фото 3: Для лучшего представления об оформлении береговой линии пруд сфотографирован с двух позиций.
На фото 4: На переднем плане, обратите внимание, — хвощ зимующий.
Т.С. Работы-то сколько…
Е.К. Мы разобрали ручей, рассортировали камни. Землю вынимали, подсыпали, перевозили... Копали новый пруд, переделывали устье ручья. Разметив основные линии, построили подпорные стенки, дорожки, мостик. Потребовалось устройство перголы, чтобы разгородить огородную и парадную зоны.
Т.С. А как же растения? Вы говорите, там было много всего насажено…
Е.К. Прежде всего надо было разобраться, сколько чего мы имеем. Начали собирать, опять же сортировать. Весной высаживали многолетники и кустарники прямо на том месте, где сейчас шикарный газон вокруг перголы. Хосты, спиреи… все сажали рядами, чтобы было легче ориентироваться. Заходили соседи и говорили: "Ой, какой у вас миленький цветник".
Фото 5
Фото 6
Фото 7
На фото 5 и 6: Чтобы создать контекст для этой скульптуры, пришлось переделать все: создать рельеф, фон, полностью выстроить растительную композицию. Здесь высажены парковые канадские розы (на фото их еще не видно), прекрасно себя показали!
На фото 7: Рядом с беседкой для барбекю стоит Александр Сергеевич. Так барашка окрестили хозяева. Летом он жует травку, а весной размышляет о жизни, стоя на ковре из мелколуковичных.
Т.С. Забавно.
Е.К. Да, было забавно до поры до времени. Но потом я поняла, что нужен не просто прикоп, а мобильный прикоп. Сад-то в движении, меняется его структура, рельеф. Тогда натащили контейнеров, ящиков и все посадили в зависимости от размеров. Задача была не просто сохранить растения, а дать им возможность нормально жить, развиваться. В итоге прикоп занял около двух соток. Потому что можжевельники, например, близко не поставишь, они будут затенять друг друга.
Т.С. Вам для воплощения замысла хватило растений, которые уже находились в саду?
Е.К. Конечно, нет. Многолетники, мелкие и средние кустарники, низкие хвойные… Много всего, но таких необходимых растений, как чубушники, например, не было вообще. Еще мы посадили много сирени. Большой сад невозможен без крупных кустарников.
Т.С. У сада есть какая-то растительная идея, концепция?
Е.К. Я решала определенные, конкретные задачи. Например, сначала полностью просматривался весь периметр участка. Хотелось убрать соседские строения, забор. Для этого пришлось пойти на хитрость. На соседнем участке "вырос" дом, который визуально мешал. Посадить крупное дерево на нашей стороне, чтобы скрыть его, было невозможно, оно бы убило огород. Я сходила на разведку и выяснила, что прилегающая территория соседями практически никак не будет использоваться, там лишь узкий проход.
И, поскольку на участке шла стройка, мы с рабочими взяли, да и посадили пару хорошеньких березок. Полили, обработали. Чудные деревца, отлично прижились. В конце концов, если бы соседям не понравилось, они могли бы их убрать. Но, судя по всему, они довольны. Естественно, такой "прием" не всегда и не везде можно применить. Здесь получилось без ущерба для обеих сторон.
Т.С. Ну, а когда нет такой возможности?
Е.К. Все решается по обстоятельствам. В этом же саду, с другой стороны, у соседа вдоль забора растет группа туй. Очень высоких, таких кипарисообразных уже. Забор "режет" их пополам, отчего создается неприятное впечатление. Что мы делаем? Всего лишь сажаем несколько туй на своей стороне, ростом пониже соседских. И получается, что вся группа хвойных становится нашей, границы участка раздвигаются.
Т.С. Здорово как! Хочется еще приемов.
Е.К. Да пожалуйста. Забор я всегда как бы растворяю, убираю. Высаживаю для этого кустарники свободными группами или создаю стриженые изгороди. По ситуации. В данном случае больше свободных посадок. Только в одном месте, где довольно узко и видны красивые стволы лип, понадобилась стриженая изгородь.
Т.С. Мы когда про эти старинные липы говорили, Вы упоминали еще какие-то чудеса…
Е.К. А-а… Я имела в виду своего рода ботанический привет из прошлого. Обходя сад, как-то заметила, что в траве там и тут встречается необыкновенная земляника, а может, клубника, не знаю. В одном месте была даже маленькая полянка. Она привлекла меня тем, что во время цветения все цветки у земляники смотрят вверх. А потом и ягоды так же, вверх. Красиво! Я ее всю по участку собрала и расширила полянку.
Поскольку у хозяев этот сорт растет и на огороде, Оля как-то покушалась на полянку, но я ей сказала: "Оля, не трогай, это историческое растение. Оно должны здесь остаться. И именно так, полянкой". Очень сад украшает. Я и себе, кстати, взяла немножко.
Т.С. Славная деталь. Какие еще задачи поставил перед Вами этот сад?
Е.К. Он четко делится на несколько зон, различных по освещенности. Есть зоны теневые, полутеневые и ярко освещенные. Я всегда говорю студентам: "Чтобы ландшафт был органичным, надо найти растения, которые смогут увязать, объединить все цветники и композиции". В одном случае это ромашки, в другом — хосты, да что угодно.
Здесь из-за большой разницы условий освещения требовалось что-то очень пластичное. И знаете, даже не пришлось ничего покупать. Мои коллеги-предшественники насадили повсюду спирей 'Little Princess'. Кустики были уже в возрасте, подстрижены. Я их чуть-чуть довела до ума и использовала для объединения сада.
Японские спиреи хороши везде — и на подпорной стенке, и у ступенек, и в цветнике. Прекрасно сочетаются со всем — от хост до очитков. Что касается подбора растений в целом, то тут я старалась делать не сад непрерывного цветения, а сад непрерывной декоративности. Цветение — это цветение. Если нужно, чтобы было непрерывное, не обойтись без летников.
Фото 8. Пример композиции непрерывной декоративности
На фото 8. Пример композиции непрерывной декоративности. На фотографии — октябрь (пусть вас не смущает лилейник, это 'Stella De Oro'). Газон сделан из осоки марроу (вариегатная форма). Большой шар — жимолость обыкновенная, форма компакта. Идеальный выбор для невысоких стриженых изгородей. Жаль, что никто ее так не использует. Остальные шары — туя 'Golden Globe' и барбарис 'Bagatelle'
Т.С. А Вы летники не любите?
Е.К. Почему, люблю. Но в определенных ситуациях они неуместны. Здесь контекст — величественные липы. Летники выпадают из масштаба. Мы их все же использовали, но локально: посадили в контейнеры и расположили рядом с садовым кабинетом.
Т.С. Что за кабинет?
Е.К. Да это я хозяев убедила сделать вместо крыльца с навесом эдакий садовый аквариум. У дома был выступ прямо в сад. Мы установили стеклопакеты до земли, и теперь в кабинете можно сидеть до ноября. Очень уютно, закрыто зеленью со всех сторон.
Т.С. Елена Алексеевна, мы, похоже, не выяснили самое главное. Почему сад так называется — Сад семи скульптур?
Е.К. Это мое название.
Т.С. Скульптуры объединены какой-то идеей?
Е.К. Я бы и сама не отказалась, чтоб мне объяснили, какой… Сколько я ни пытала хозяев, никто не знает, что хотел сказать скульптор.
Т.С. Да как же так? У нас в названии статьи это словосочетание будет фигурировать. Что ж мы читателям скажем?
Е.К. А ничего. Хозяева поддались искушению, пригласили белорусского скульптора. Он завез известняк и прямо тут, в саду, изваял эти фигуры. Одни можно как-то трактовать, другие нет… Последняя вообще незаконченной осталась. Кстати, пришлось ее положить, а то все время падала. Зато как вписалась в ландшафт! Видите на фотографии что-то вроде каменной волны в конце изогнутой дорожки? Превосходная фокусная точка.
Фото 9
Фото 10
На фото 9: Дорожки сделаны с вкраплениями светлых плит, благодаря чему создается ощущение игры света и тени
На фото 10: Скульптура (кстати, это та самая, незаконченная) является фокусной точкой и своей формой как бы продолжает движение
Т.С. Получилось, что идеей ее наделили Вы, поместив в такой продуманный контекст.
Е.К. Да уж. Я когда впервые в сад попала, ахнула. Гармоничный дом, участок с большим потенциалом и… скульптуры, стоят все в кучу.
Т.С. Кто ж их так поставил?
Е.К. Дизайнеры! Вот Вы раньше спрашивали о задачах. Пожалуй, самым сложным для меня было разместить скульптуры так, чтобы они не пересекались. Подумайте, каждая должна быть фокусной точкой, организовывать свой фрагмент сада. Надо не только фон подобрать, но и предусмотреть, чтобы ни из одной части сада, даже во время движения, в поле зрения не попадали две фигуры.
Т.С. Головоломка какая-то.
Е.К. В одном месте, как я ни крутила, скульптуры оказывались рядом. Пришлось сделать плотные посадки и расположить одну в конце галереи. Вышло как в старинном парке. И фигура подходящая, на колонне.
Т.С. И сколько времени заняла у Вас работа над этим садом?
Е.К. Все вместе два года. Первый год — переделка рельефа, пруд, подпорные стенки, пергола, начало посадок. Второй — окончание посадок и доработка деталей.
Т.С. Титанически!
В гостях у Елены Константиновой побывала Татьяна Смирнова Текст впервые опубликован в журнале Цветочный клуб Фото публикуются по: УПЦ "Цветущая планета"