Небо было ярко-голубое, а получилось линялое, белесое! Это очень распространенный и не самый простой случай, он обычно бывает связан с резким и контрастным освещением. Причина кроется в ограниченности динамического диапазона матрицы фотокамеры. Проще говоря, камера не может передать в кадре всю широту диапазона светов и теней в снимаемой сцене.
При фотографировании садов, как, впрочем, и в любых других жанрах фотографии, освещение объекта съемки имеет решающее значение. Не случайно само слово "фотография" переводится как "светопись".
Для получения самых эффектных снимков садовых и парковых пейзажей рекомендуется выбирать утренние и вечерние часы, фотографы иногда называют их "волшебными часами". В это время свет менее яркий, оттенки его иные, чем днем, жесткость лучей гасится большой толщей атмосферного воздуха, через который они проходят.
Мягкое, боковое освещение косыми лучами солнца подчеркивает рельеф местности, выявляет фактуру объектов и создает красивые, длинные тени.
Еще один пример бокового освещения
При съемке садовых пейзажей солнечным днем большое значение имеет направление света. Наименее интересные, плоские снимки получаются при фронтальном освещении (когда солнце находится за спиной фотографа). Гораздо выгоднее использовать боковой или диагональный свет (солнце из-за плеча), хорошо проявляющий рельеф и фактуру объектов, кроме того, самые яркие области неба вблизи солнца при этом не попадают в кадр и не засвечивают его.
Эффект фронтального освещения
Боковой или диагональный свет
Интересные снимки могут получиться при съемке в контровом, встречном свете.
"Кружева" контрового света
В дневные часы выразительные снимки сделать гораздо труднее, при высоком стоянии солнца освещение самое резкое, контрастное, а тени очень плотные. При съемке в яркий солнечный день существенную роль играет правильное определение экспозиции. Контрастность объектов в пределах кадра может быть очень высокой, например, между глубокими тенями под деревом — и ярким небом или белыми цветами на клумбе. Поэтому в таких условиях снимки нередко получаются передержанными в светлых местах или недодержанным — в темных. Чаще всего отмечается передержка, о которой некоторые камеры даже предупреждают ритмичным миганием пересвеченных областей снимка.
Вообще говоря, для многих начинающих садовых фотографов учиться делать пейзажные снимки сада лучше всего при слегка рассеянном освещении, когда солнце прикрыто легкими облачками.
Если вы снимаете крупный план, например, участок цветника, то темные места на снимке можно подсветить отражателем, или просто большим куском ватмана, отразив им часть солнечного света. Еще один вариант — использовать для заполнения плотных теней встроенную вспышку. Однако мощность ее нужно строго контролировать, чтобы не пересветить передний план фотографируемой сцены. В лучах вспышки любая травинка или листок на переднем плане снимка превратятся в яркую белую полоску или пятно.
Матричный, или оценочный режимы экспозамера во многих случаях позволяют получать правильно экспонированные снимки, но в условиях сложного, контрастного освещения лучше использовать точечный замер по сюжетно важному объекту. При этом обычно рекомендуют выбирать центральную точку фокусировки и наводиться по объекту, по тональности наиболее близкому к так называемому "средне-серому" цвету. Это может быть фрагмент садовой дорожки, камень в альпинарии, за неимением их подойдет газонная трава или темная зелень кустарников и деревьев.
Если при съемке сада в кадр попадает большой участок светлого неба, то замер экспозиции обычно осуществляют по листве, слегка опустив объектив. Можно постараться исключить слишком яркий участок неба из кадра или уменьшить долю его присутствия, в таком случае камера произведет экспозамер более правильно.
Мешает слишком яркий участок неба
Меньше неба, более правильный экспозамер
После просмотра снятого кадра на дисплее камеры, при необходимости его можно переснять, подкорректировав с помощью функции компенсации экспозиции, которая доступна во всех зеркальных цифровых камерах и во многих компактных фотоаппаратах. Можно также воспользоваться режимом автобрекетинга, не забудьте прочитать в инструкции к камере что это такое.
Если в вашем фотоаппарате предусмотрен вывод на дисплей гистограммы, постарайтесь научиться ее анализировать и контролировать сделанные снимки с ее помощью. Не слишком грубые ошибки экспозиции удается исправить в графическом редакторе на компьютере.