Натюрмортные рисунки графа Федора Петровича Толстого — одно из самых оригинальных явлений русской графики. Их источник — модные в то время альбомы цветов и популярные еще в XVIII веке натюрморты-обманки.
Ф.П. Толстой
Зарянко Сергей Константинович. "Портрет художника и скульптора Федора Петровича Толстого, вице-президента Академии художеств". Ок. 1850. Государственный Русский музей Санкт-Петербург.
"Обманки" — изображения живых цветов, фруктов и птиц, мятой бумаги — появились в творчестве Толстого после знакомства с альбомом одного французского художника, показанного ему императрицей Елизаветой Алексеевной, супругой Александра I. Толстой посчитал, что француз слишком стремится к эффектам, и тогда императрица предложила ему самому нарисовать цветок.
Автопортрет, 1804
Герань, 1837
Цветы настурции, 1824
Ветка сирени и канарейка, 1819
Толстой согласился, хотя раньше никогда этим не занимался. Он сделал множество рисунков цветов, фруктов, ягод, стрекоз и жуков, среди которых есть подлинные шедевры: "Цветок, бабочка и мухи" (1817), "Ветка винограда" (1817), "Букет цветов, бабочка и птичка" (1820).
Ветка липы, 1831
Ветка малины, бабочка и муравей
Ветка винограда, 1817
Цветок, бабочка и мухи, 1817
На знаменитом рисунке "Ягоды красной и белой смородины" (1818) художник будто кладет веточку смородины на плоскую поверхность так, что она отбрасывает тень, рисуя рядом каплю росы с предельным натурализмом. Возникает игровой эффект — реальный фон листа, на котором выполнен рисунок, кажется лишь изображением бумаги.
Ягоды красной и белой смородины, 1818
Будучи человеком эпохи романтизма Толстой хочет не столько обмануть, сколько заинтриговать зрителя, смешивая иллюзию и действительность. Первый подобный рисунок художник преподнес в подарок Елизавете Алексеевне.
Бабочка, 1821
Клубника, 1828
Крыжовник, 1818
Птичка в кольце, 1819
Императрица осталась очень довольна и в ответ послала Толстому бриллиантовый перстень. Нужда в деньгах заставила Толстого перстень продать. Граф Федор Петрович Толстой, несмотря на аристократическое происхождение и титул, зарабатывал на жизнь своим трудом. Его семья жила чрезвычайно скромно.
Букет цветов, бабочка и птичка, 1820
Нарциссы, 1817
Гибискус, 1837
Страстоцвет, 1828
Но на этом история со смородиной не закончилась. С тех пор императрица постоянно делала заказы Толстому. "Он и счет потерял, — писала дочь художника М.Ф. Каменская, — сколько нарисовал смородинок Елизавете Алексеевне. Всякий раз, когда ей хотелось подарить кому-нибудь из своих заграничных высочайших родственников что-нибудь новое, изящное, она опять заказывала еще и еще смородину, и за каждую из них отцу летели перстни".
Вспоминая потом эти годы, Федор Петрович говорил: "Тяжело мне приходилось, да выручала меня моя смородинка. Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной ...".
Стрекоза, 1822
Рисунки графа Толстого часто называют "акварелями". Однако в них используется смешанная техника, художник пишет акварелью, гуашью, белилами, тушью, используя также и лак, а в качестве инструментов — кисть и перо.