Сколько ароматов! Яблоки, флоксы, варенье, утренний воздух из сада.
Он всегда разный. Утром и вечером, при солнце и в пасмурную погоду… Что, если подойти вплотную? Или наоборот, бросить случайный взгляд с расстояния? Конечно же, откроется новая картина! Дымчатые, с глазком, румянцем или крупными мазками, современные флоксы имеют характер, несут яркую идею. Таким растениям трудно подобрать достойных партнеров.
К Елене Алексеевне Константиновой, ведущему дизайнеру, селекционеру флоксов, мы обратились именно с таким вопросом: "Как сочетать "сложные" сорта с другими растениями?" В ходе беседы выяснилось, что этот вопрос затрагивает лишь вершину айсберга, настолько глубоким и многогранным сюжетом является флокс.
Татьяна Смирнова. На выставке, проходившей в июле (2013 года - ред.), Вас окружили поклонницы сорта "Анна Каренина". Это действительно шедевр. Шедевр уникального, драматического цвета. Чтобы его описать, надо быть художником. Коричневато-серебристая дымка по насыщенному красновато-розовому фону…
Елена Константинова. Вы дали такое описание, я бы сказала несколько иначе, а кто-то еще увидит в этом флоксе то, что не подметили мы с вами. Цвет многих современных сортов точно описать невозможно. Он меняется в разное время суток. Например, мой "Мистер Икс". Вечером он коричневато-лилово-фиолетовый, бархатистый. Что это за цвет, скажите? Этот флокс даже не сфотографируешь. Я приглашала профессионала, и все равно получилось не то, что видишь своими глазами. Или вот "Ночной гость". Совсем новый, и такой необычный! Я им очень горжусь. В следующем году принесу на выставку сразу охапку.
Т.С. Да, любопытно, как его потом будут описывать… Но вернемся к "Анне Карениной". С чем Вы рекомендуете ее сажать? Думаю, не я одна раздумываю над композициями, в которых могли бы участвовать дымчатые флоксы.
С чем сажать дымчатые флоксы, пока никто не знает. Я собираюсь подробно разобрать эту тему.
Кроме того, на новом опытном участке я создаю шоу-гарден. Там будут различные композиции с флоксами, сделанные как отдельные садики. Среди них будет и садик с дымчатыми флоксами.
Е.К. Нужно, чтобы их что-то освещало, но при этом — никакого желтого цвета. Здесь еще придется хорошо подумать. На роль подбивки подойдут лилейники, а как фон — кровохлебка Танна, злаки. Можно еще что-то с бордовыми листьями добавить. Сорта "Врубель", "Чюрленис" удачно сочетаются с флоксами холодных тонов вроде "Еленки", "Бенефиса", "Славянки".
Т.С. Какие еще сюжеты намечаются?
Е.К. Есть садик "Гжель", есть "Жостовский сувенир", "Кружево", "Золото и пурпур", "Огненные (пламенеющие) флоксы"… Будет луговой природный сад с мелкоцветковыми флоксами. Это обязательно надо показать, поскольку мелкоцветковые сорта очень перспективны для дизайна. Названия еще утверждаются. Всего порядка пятнадцати композиций. Огромная работа: все надо размножить, подобрать.
Т.С. Очень хочется, чтобы там были и примеры с использованием классических сортов — с колечком, глазком, румянцем, ярких расцветок. Раньше в палисадник или вдоль дорожки сажали все подряд, почти наугад. Было мило и пестро. Теперь нам важно, чтобы цветники выглядели осмысленно.
Е.К. Флоксы с комбинированной окраской — отдельная история. Их с природными видами не посадишь. Все-таки сразу видно творение рук человеческих. Здесь уместны пионы, акониты, лилейники. Такой парадный миксбордер получится.
Классические сорта с крупными соцветиями хорошо комбинируются со стриженым бордюром: "ноги" закрыты, а сверху "шапки" как у гортензии. Есть также вариант расположения флоксов на газоне. Это называется групповая солитерная посадка. Сажать надо достаточно плотно, чтобы получился как бы один куст. Периферийные соцветия будут более короткими, а те, что в центре - повыше. Вот вам и "гортензия", причем любого цвета — сиреневого, розового, белого. Для этого берут сорта, хорошо одетые до самого низа, такие как "Викинг", "Европа", "Блюз".
Низкие флоксы нужны для бордюра, а также для создания цветовых пятен на переднем плане композиции. Но, к сожалению, чем ярче и пестрей окраска, тем трудней сочетать такие сорта с другими многолетниками. Все глазки, колечки, необычные лососевые и оранжевые оттенки хочется рассматривать вблизи, они привлекают слишком много внимания.
Т.С. Тем не менее, хотелось бы получить Ваш совет именно по работе с цветом. Я имею в виду классические флоксы в контексте небольших частных садов.
Е.К. Во-первых, стоит использовать принцип повторения. Например, к группе сорта "Успех" (фиолетовый с белым центром) добавим белые флоксы ("Аня Попова", "Белый Медведь"). Получится гармонично.
Издалека сорт "Румяный" будет восприниматься как неоднородно-розоватый, хотя вблизи его расцветка смотрится как чистая и веселая.
Во-вторых, для составления красивой палитры, надо знать и учитывать особенности флоксов с рисунком. Если глазок маленький, он роли не играет. Цвет несет основное поле, в соответствии с ним и подбираем партнеров. А когда рисунок ярко выраженный, контрастный (расплывающийся глазок, тени или румянец), то на расстоянии цвета смажутся и общая окраска приобретет оттенок цветовых включений.
Т.С. Теперь понятно, почему профессионалы не используют классические флоксы для оформления масштабных территорий — цвет на расстоянии размывается…
Е.К. Да, у нас другие требования к сортам. Нужны чистые окраски. Розовый — так розовый. Холодный или теплый. Важны и такие характеристики как высота, форма и качество соцветия, устойчивость к солнцу, дождю, ветру.
Т.С. Я знаю, что ландшафтные флоксы — Ваше большое увлечение. Расскажите, пожалуйста, что сейчас в работе.
Е.К. Конечно, мелкоцветковые флоксы. Они важны как для ландшафтного дизайна, так и для малых садов. Еще раз повторю, они очень перспективны, поскольку мелкоцветковые сорта прекрасно сочетаются практически со всеми многолетниками — гелениумами, монардами, золотарниками, разнообразными сортами астры итальянской и новобельгийской, калимерисом, аконитом, василистником, злаками. Мне очень нравится линия, где соцветия похожи на лихнис. Какие великолепные композиции получаются с тысячелистниками, эхинопсами!
Не менее важное направление — высокорослые флоксы для широких миксбордеров. К ним я предъявляю самые высокие требования. В частности, они должны стоять без подвязки, быть сбалансированными по пропорциям, иметь устойчивую окраску…
Я работаю сразу по нескольким направлениям, составляю серии с разным типом цветка. Есть, например, серия "Вуаль". Лепестки у цветков завернуты как ракушки. Получается легкое, воздушное соцветие. Есть замечательные новинки "Морская пена" и "Романтика".
Цветки крупные, но соцветия ажурные. Их достоинство в том, что они невероятно устойчивы к любым погодным условиям. И к тому же, очень долго сохраняют декоративность. Цветки распускаются один за другим, без перерыва. Если соцветие раздвинуть, вы увидите, что там ежик из бутонов.
В серии "Вуаль" есть сиреневый сорт, серебристый… Флоксы дают колоссальную палитру, которую можно использовать для решения любых колористических задач — иногда очень тонких, иногда смелых, и даже авангардных. Возможно буквально все.
‘Зеленая Бусинка’. Мелкоцветковый с плотным соцветием, цветки колесовидные с плотной фактурой лепестков, зев и мазки по краям лепестков зеленоватые.
‘Баллада’. Округлые соцветия нежного сиренево-голубоватого тона. Отличительная черта – неуловимые переливы цвета, напоминающие акварель. Очень характерная окраска.
‘Серебряный век’. Изысканный серебристый тон, плотные вытянутые соцветия.
‘Романтика’. Мелкоцветковый с оригинальной формой пятиугольного цветка. Нежная розовая окраска лепестков и контрастная яркая звездочка в центре. Соцветие туго набитое, плотное. Однако легко сбрасывает увядшие цветки, имея всегда аккуратный вид.
‘Доброе Утро’. Нежнейший фарфорово-розовый. Сорт, навстречу которому хочется улыбнуться. Соцветия плотные, цветки более чем наполовину заходят друг на друга.
‘Птица-Синица’, ‘Свирель’, ‘Розовая Вуаль’. Мелкоцветковые флоксы, расширяющие палитру сортов, более всего пригодных для крупных цветников в природном стиле. Кусты быстро разрастаются, хорошо смотрятся как по отдельности, так и крупными массивами.
‘Вологодское Кружево’. Светлый мелкоцветковый, крупные разветвленные соцветия. Лепестки цветков разделены и слегка загнуты вперед, отсюда впечатление «кружевого» соцветия.
‘Андрей Миронов’. Праздничный, яркий. Насыщенного розово-малинового цвета. Аккуратно сложенные плотные соцветия.